Аннотации:
В статье рассматривается влияние церковного раскола 2018 года на смену цивилизационной идентичности современных украинцев. Современная Украина находится в зоне конфликта русской и западной цивилизаций, который принял открытые формы в 2014 году. Одной из стратегий решения конфликта представляется смена цивилизационной идентичности противника, путём трансформации культурного ядра цивилизации, включающего также религию и религиозные практики. Трансформация цивилизационного ядра на Украине происходит путём инструментализации религии, которая превращается в способ решения внутри- и внешнеполитических проблем современной украинской власти. В этом аспекте в статье рассмотрена история создания Православной Церкви Украины (ПЦУ) в 2018 году, получение Томоса от Константинопольского патриархата, а также противостояние ПЦУ и УПЦ МП, выступающей как проводник русского цивилизационного влияния. Внутренние цели украинской власти, достигаемые с помощью церковного раскола, сводятся к уменьшению консолидации общества и укреплению собственных позиций в раздробленном социуме. Внешнеполитические цели заключаются в уменьшении культурного влияния России, выведении русской части украинского
общества из сферы трансляции ценностей русской цивилизации и в окончательной смене цивилизационной идентичности
украинцев. Одним из путей смены цивилизационной идентичности русских Украины при формальном сохранении православной религии в стране является продвижение евхаристической
экклесиологии, которая исторически не укоренена в православной церкви и развивается с середины ХХ века как альтернатива универсальной экклесиологии. Универсальная экклесиология предполагает, что вселенская церковь не сводится
к сумме своих частей, критерий правильной веры заключается
в единстве епископата, а сохранение целостности эмпирической
церкви выступает как одна из ценностей церковного общения.
Евхаристическая экклесиология предполагает, что вся полнота
благодати содержится в каждой эмпирической общине, объединённой общей евхаристией. Евхаристическая экклесиология позволяет легче инструментализировать церковь и сделать
её выразительницей светских интересов конкретных общин,
что и происходит на Украине. В статье показано, что хотя сам
по себе церковный раскол не выводит украинцев из русского цивилизационного пространства, он включает церковное общение
во внешнеполитический процесс уменьшения русского культурного влияния на Украине и смены цивилизационной идентичности её жителей.