Аннотации:
статье исследуются парадоксы концепции «естественной религии» Д. Юма, возникшие
в результате применения им метода радикального скепсиса к предметам религиозной веры.
Показано, что анализ Юма представляет собой движение от изначальных тезисов скептического характера – к тезисам, совпадающим с традиционными воззрениями. Главный парадокс его концепции состоит в том, что невозможность рациональных доказательств знания
чего бы то ни было (в том числе и знания о бытии Божием) приводит к тому, что базовой
гносеологической категорией Юма оказывается категория веры (belief). Это, в свою очередь,
приводит к исчезновению принципиальных различий между тем, что принято называть «позитивным» (научным) знанием, и религиозной верой. Более того, в таком случае именно религиозная вера оказывается вообще некой «моделью» любого знания как такового. Заслуга
Д. Юма в прояснении этого вопроса состоит в том, что он четко указал на неправомерность
отделения в актах познания представления от суждения и заключения и обосновал необходимость возвращения рефлексии к их первичному единству в реальном опыте сознания.