Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://dspace.lgpu.org//handle/123456789/5146
Название: Иконичность русской культуры. – 2021.
Авторы: Даренский, В. Ю.
Ключевые слова: русская культура
иконичность
Православие
преображение
русская литература
пасхальность
Russian Culture
Iconicity
Orthodoxy
Transfi guration
Russian Literature
Paskhalnost (Easterness)
Дата публикации: 12-ноя-2021
Краткий осмотр (реферат): Русская культура должна быть адекватно представлена в современном культурном со- знании в качестве уникального феномена. Из новых подходов представляются наиболее важными и перспективными три. 1) Концепция иконичности православной культуры, созданная В.И. Лепахиным и ныне разрабатываемая значительным числом интересных авторов в разных аспектах. 2) Концепция пасхальности русской литературы, обоснованная И.А. Есауловым и потенциально применимая к общей специфике русской культуры в целом. 3) Концепция русской культуры как «культуры преображения», в отличие от западной культуры «само- реализации» индивида. Целью данной статьи является обзор наиболее важных работ в рамках очерченного концептуального поля и формулировка общих принципов понимания иконичности русской культуры как ее онтологического основания. С методологической точки зрения речь идет о своего рода «археологии культуры» (по аналогии с «археологией знания» М. Фуко), то есть о вскрытии тех первичных исторических оснований русской культуры, которые позднее были затемнены влиянием культуры Запада, особенно в ее светских формах. На Западе изначальный и универсальный принцип иконичности христианской культуры постепенно подменялся принципом «скульптурности». Если иконичность – это обращенность человека и всякой твари к Творцу и к своему высшему небесному совершенству, предполагающая путь преображения и четкое различение тварного и нетварного; то скульптурность – это самодостаточность человека и всей твари, замыкающая их в своем гордом самодовлении и тем самым закрывающая им путь преображения. Поскольку христианский Восток сохранил Православие, то именно здесь сохранилась исконная «матрица» христианской культуры, неразрушимая никакими позднейшими западными влияниями, хотя и испытывавшая под их натиском сильные деформации и «псевдоморфозы». Иконичность – это изначальная онтология культуры как таковой: с одной стороны, она хранит в себе изначальную райскую причастность бытию вечному и совершенному в момент тво- рения; с другой – несет в себе и акт онтологической катастрофы, внесшей в мир смерть, зло и несовершенство. Концепт иконичности русской культуры представляется важнейшим теоретическим достижением современной русской мысли. Он сочетает в себе, с одной стороны, культурологическую и богословскую точность, а с другой – огромный практический потенциал для возрождения национального духа. = Russian culture should be adequately represented in the modern cultural consciousness as a unique phenomenon. Among new approaches there seem to be three that can be considered the most important and promising. 1) The concept of the iconicity of Orthodox culture, created by V.V. Lepakhin, that is now being developed by a signifi cant number of interesting authors in various aspects. 2) The concept of Russian literature Easterness (Paskhalnost), substantiated by I.A. Yesaulov and potentially applicable to the general specifi c characteristics of Russian culture as a whole. 3) The concept of Russian culture as the “culture of transformation”, in contrast to the Western culture of individual “self-realization”. The purpose of this article is to review the most important works within the outlined conceptual fi eld and formulate general principles for understanding the iconicity of Russian culture as its ontological basis. From the methodological point of view, we are talking about a kind of “archeology of culture” (by analogy with the “archeology of knowledge” of M. Foucault) – that is, the discovery of the primary historical foundations of Russian culture, which were later obscured by the infl uence of Western culture, especially in its secular forms. In the West, the original and universal principle of the iconicity of Christian culture was gradually replaced by the principle of “sculpturality”. If iconicity is the focus of man and every creature on the Creator and on his highest heavenly perfection, which presupposes the path of transformation and the clear distinction between the created and non-created; then sculpturality is the self-suffi ciency of man and all creations, closing them in their proud selfsuffi ciency, and thereby closing the way for their transformation. Since the Christian East has preserved Orthodoxy, it is here that the original “matrix” of Christian culture has been preserved, indestructible by any later Western infl uences, although it has experienced strong deformations and “pseudomorphoses” under their onslaught. Iconicity is the original ontology of culture as such: on the one hand, it preserves the original paradise connection with eternal and perfect existence at the moment of creation; on the other hand, it also carries the act of ontological catastrophe bringing death, evil and imperfection into the world. The concept of Russian culture “iconicity” is considered to be the most important theoretical achievement of modern Russian thought. It combines, on the one hand, cultural and theological accuracy, and, on the other, – the huge practical potential for the revival of the national spirit.
URI (Унифицированный идентификатор ресурса): https://dspace.lgpu.org//handle/123456789/5146
Располагается в коллекциях:Статьи

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
1928-21_s.pdf613,05 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.