Аннотации:
Обоснован тезис о широте дискурсивного регистра эмоций в их движении от поэтических коммуникаций к непоэтическим. Предметом описания являются эмотивы —
языковые знаки эмоций. В сегменте статьи, связанном с поэзией, эмотивы интерпре-
тируются в нескольких аспектах — в аспекте грамматики поэтического языка и в об-
разной репрезентации. В рамках грамматических категорий повелительного и сослагательного наклонений эмотив получает типологически значимые когнитивно-семантические характеристики — побуждение к проявлению эмоций, желание и недостижимость желаемого. Специфика семантики эмотивов проявляется в структурах
«внутренней речи» — в вопросительных конструкциях и в псевдодиалогических рефлексиях. Образная репрезентация эмоций осуществляется в концептуальной мета-
форе, с помощью которой эмоция получает новые характеристики, соотносимые с
личностным ментальным образом мира эмоций. Языковые способы представления
эмоций тесно связаны с признаками социального времени, с жизненными потребностями и состоянием общественного сознания. Особое «поэтическое» использование
языка, конечно, наиболее очевидно в поэзии, однако широкое понимание поэтической
функции позволяет говорить о «поэтическом в непоэтическом». В разделе, связанном
с непоэтической коммуникацией, языковые репрезентации эмоций и приемы создания
«референциальных иллюзий» рассматриваются на примере PR-дискурса и рекламного
дискурса. Внимание акцентируется на дискурсивных трансформациях, связанных с
формированием мифологического мира, в котором действуют особые законы. В обоих
видах дискурса направленность на результат коррелирует с направленностью на само
сообщение.